Проект «Крутицкое наследие»
Продолжаем рассказ о значении орнаментов белокаменных надгробных плит, сохранению и реставрации которых посвящен проект «Крутицкое наследие».
Среди белокаменных плит Тверской земли, оказавших влияние и на московскую традицию, привлекают внимание надгробия с изображением креста в форме буквы Т. Ученые отмечают прямое родство таких изображений с миром позднероманской и раннеготической надгробной символики, которая могла проникнуть на Русь благодаря паломничествам к христианским святыням, через тесно связанную с Тверью Литву и западнорусские земли в ее составе, либо через Новгород, наверняка хорошо знакомый благодаря своим обширным торговым и дипломатическим связам с «крестом святого Антония», как именовался Т-образный знак в позднем средневековье.
С другой стороны, такие изображения могли быть не заимствованием, а результатом независимого развития орнамента XIII–XIV веков, включавшего срединную линию и круглые «розетки».
Сам знак часто осмысляться как меч, копье, дерево или посох. Но, в конечном счете, все эти формы подчинялись теме Распятия и символу креста. Особенно это заметно, когда знак в форме Т дополняется округлой Голгофой в изножии.
Т-образный крест воспринимался как атрибут отшельничества, одиночества, мудрости. Он стал символом святых Василия Великого, Матфея, Филиппа и особенно — египетского отшельника, отца монашества IV века, святого Антония. Особую популярность такому кресту придавала вера в защиту от эпидемических заболеваний, прежде всего Антонова огня, свирепствовавшего в XIV—XV веках.
На Русском Севере в период расцвета реформационного сознания в форме различных ересей был свойственен живой религиозный интерес к библейским текстам и их толкованиям. Возможно, именно это обеспечило надгробию с подобными изображениями популярность и длительное существование в пределах Тверского княжества.
В отличие от западноевропейских средневековых кладбищ, на некрополях Тверской земли не прослеживается соответствие между символом надгробия и социальной принадлежностью погребенного. Трехконечный крест наносят как на плиты священников и монахов, так и мирян, в том числе женщин.
Узнать больше об истории, археологии и реставрации белокаменных надгробий можно на экскурсиях и мастер-классах в Музее ратной истории в рамках проекта «Крутицкое наследие».
Организатор: МОО ЦЖИ «Белая Рысь»
Проект реализуется при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив